
Татары Булат Нигматуллин и Ринат Сибагатуллин про советское детство / Мы из СССР
значение слова ТАТАРЫ в Большой советской энциклопедии
Татары — основное население Татарской АССР (1536 тысяч человек 1970, перепись); живут также во многих других республиках Советского Союза. Общая численность в СССР 5931 тысяч человек (1970). Язык тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты
Впервые этноним татары появился среди монгольских племен, кочевавших в 6-9 веках к Юго-востоку от Байкала. В 13 веке с монголо-татарским нашествием название татары стало известно в Европе. В 13-14 веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 веках в русских источниках татары стали называть многие тюркоязычные и некоторые иные народности, жившие на окраинах Русского государства (азербайджанцы, ряд народностей Северного Кавказа, Средней Азии, Поволжья и другие). Для некоторых из них имя татары стало этнонимом
Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3-4 веках нашей эры и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племен. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5-7 веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские (также тюркоязычные) племена, которые вместе с проникшими сюда ранее тюрками и местными финно-уграми в 10 веке создали государство — Болгарию Волжско-Камскую. В 13-15 веках, когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая нивелировка их языка и культуры. В 15-16 веках, в период существования отдельных феодальных государств (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского и других ханств), происходит формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари) , астраханских, сибирских, крымских и других татар Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к конце 19 веке татары сложились в буржуазную нацию
До Октябрьской революции 1917 основная масса татар занималась земледелием; в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело и другое). Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племен, испытала также влияние культур народов Среней Азии и других регионов, а с конца 16 века — русской культуры. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших больше степных скотоводческих традиций, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стеганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх нее — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой (вне дома на них надевали кожаные калоши). Для костюма женщин (особенно богатых) было характерно обилие металлических украшений
В конце 19 — начале 20 веков большинство групп татар включилось в процесс консолидации с татарами Среднего Поволжья и Приуралья, получившими после Октябрьской революции 1917 автономию и сформировавшимися в социалистическую нацию
За годы Советской власти произошли коренные изменения в экономике, быту и культуре татар. Более половины их (53%, 1970) живет в городах, работая в различных отраслях промышленности, науки, культуры. Современная культура татар, впитавшая лучшие национальные традиции, развивается в тесной связи с культурой других наций и народностей СССР
В Советском Союзе достигли расцвета наука, литература и разные виды искусства
Про советское детство
Булат Нигматуллин — Заслуженный артист Республики Татарстан. Булат Нигматуллин родился в Марийской АССР, в городе Йошкар—Ола в 1978 году. Булат Нигматуллин — убежденный и последовательный советский человек
Советское детство — когда всплывают воспоминания о СССР, первое, что приходит на ум, — это красное полотнище с серпом и молотом, и пятиконечной звездой. Сам по себе исполненный величия, он на всю жизнь остается в нашем сердце олицетворением колоссальной экономической, военной и культурная мощи многонациональной державы с поистине гигантским международным авторитетом
Когда я вспоминаю про советское детство, перед взором всплывают открытая улыбка Гагарина и его бессмертное «Поехали!», работяга «Луноход» и запуски космических ракет, ликующие на ступенях Рейхстага советские солдаты и величественная Родина — мать на Мамаевом Кургане, праздничные демонстрации на Красной Площади и длинные очереди в Мавзолей Ленина, отправляющиеся на комсомольские стройки студенческие отряды и атомоход Ленин, комбайны и трактора на широких полях и металлургические комбинаты… / советское детство
Йөгерә елларым (бегут года или сквозь годы) — Булат Нигматуллин
Песня о тревожной молодости («И снег и ветер и звезд ночной полет…») — популярная советская песня, написанная в 1958 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Львом Ошаниным для кинофильма Федора Филиппова По ту сторону. Лента, снятая роману По ту сторону Виктора Кина, рассказывала о трудной жизни советских комсомольцев двадцатых годов. Помимо Песня о тревожной молодости Александра Пахмутова написала к картине еще четыре песни на стихи Ошанина и несколько симфонических фрагментов
Песня о тревожной молодости
Забота у нас простая, забота наша такая,
Жила бы страна родная, и нету других забот!
И снег, и ветер, и звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.
Пускай нам с тобой обоим беда грозит за бедою,
И дружбу мою с тобою одна только смерть возьмет.
И снег, и ветер, и звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.
Пока я ходить умею, пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею я буду идти вперед!
И снег, и ветер, и звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.
И так же, как в жизни каждый, любовь ты встретишь однажды,
С тобою, как ты, отважно сквозь бури она пойдет,
И снег, и ветер, и звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.
Не думай, что все пропели, что бури все отгремели,
Готовься к великой цели, а слава тебя найдет.
И снег, и ветер, и звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет…
Әни (мама) — Булат Нигматуллин
отрывок концерта Заслуженного артиста Республики Татарстан Булата Нигматуллина
P.S. о татарах (героях ВОВ) уроженцах Параньгинского района Марийской АССР Гайнане Курмашеве и Ахметсафе Гайсине по ссылке о татарах