Курмашев и десять других

На письма принято отвечать / Курмашев и десять других — Раиле-апай из Уфы

значение слова ТАТАРЫ в Большой советской энциклопедии

Татары — основное население Татарской АССР (1536 тысяч человек 1970, перепись); живут также во многих других республиках Советского Союза. Общая численность в СССР 5931 тысяч человек (1970). Язык тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты

Впервые этноним татары появился среди монгольских племен, кочевавших в 6-9 веках к Юго-востоку от Байкала. В 13 веке с монголо-татарским нашествием название татары стало известно в Европе. В 13-14 веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 веках в русских источниках татары стали называть многие тюркоязычные и некоторые иные народности, жившие на окраинах Русского государства (азербайджанцы, ряд народностей Северного Кавказа, Средней Азии, Поволжья и другие). Для некоторых из них имя татары стало этнонимом

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3-4 веках нашей эры и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племен. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5-7 веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские (также тюркоязычные) племена, которые вместе с проникшими сюда ранее тюрками и местными финно-уграми в 10 веке создали государство — Болгарию Волжско-Камскую. В 13-15 веках, когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая нивелировка их языка и культуры. В 15-16 веках, в период существования отдельных феодальных государств (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского и других ханств), происходит формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари) , астраханских, сибирских, крымских и других татар Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к конце 19 веке татары сложились в буржуазную нацию

До Октябрьской революции 1917 основная масса татар занималась земледелием; в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело и другое). Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племен, испытала также влияние культур народов Среней Азии и других регионов, а с конца 16 века — русской культуры. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших больше степных скотоводческих традиций, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стеганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх нее — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой (вне дома на них надевали кожаные калоши). Для костюма женщин (особенно богатых) было характерно обилие металлических украшений

В конце 19 — начале 20 веков большинство групп татар включилось в процесс консолидации с татарами Среднего Поволжья и Приуралья, получившими после Октябрьской революции 1917 автономию и сформировавшимися в социалистическую нацию

За годы Советской власти произошли коренные изменения в экономике, быту и культуре татар. Более половины их (53%, 1970) живет в городах, работая в различных отраслях промышленности, науки, культуры. Современная культура татар, впитавшая лучшие национальные традиции, развивается в тесной связи с культурой других наций и народностей СССР

В Советском Союзе достигли расцвета наука, литература и разные виды искусства

Ночь, тюрьма, и ни звука вокруг,
Но снаружи — шаги часового.
Мой рассудок, мой преданный друг,
Не приемлет конца рокового.

Как там мать? Как там сестры? Как брат?
Вспоминаю письмо от любимой:
«Получила посланье, — разлад
И смятенье в душе столь ранимой —

Благодарна тебе — не забыл»
Я скучаю, безмерно скучаю!
Словно раненый коршун без крыл,
Улететь на свободу мечтаю.

Мне б оружье — винтовку иль меч!
Я б вернулся домой на рассвете.
Не срубили мне голову с плеч,
Бьется сердце и в этой вот клети.

Веет холодом ветер судьбы,
И в руках — ни меча, ни винтовки.
Где-то рядом готовят гробы,
Проверяют топор и веревки.

Ночь, тюрьма, и ни звука вокруг,
Но снаружи — шаги часового.
Мой рассудок, мой преданный друг,
Не приемлет конца рокового

1944 год Гайнан Курмашев

27.11.2020 / Курмашев и десять других

Ринат Сибагатуллин — убежденный коммунист и последовательный интернационалист. Ринат Сибагатуллин — Главный редактор Интернет- сайта Мы из СССР

QIWI кошелек +79656110138
Webmoney кошелек R321109990510
Яндекс кошелек 410016724934035

Муса Джалиль Моабитская тетрадь — товарищеская беседа редакторов Интернет-сайта Мы из СССР Радика Хабибрахманова и Рината Сибагатуллина по ссылке Муса Джалиль Моабитская тетрадь

Курмашев Гайнан Нуриевич — участник и руководитель подпольной организации Волжско-татарского легиона Вермахта «Идель-Урал»

Гайнан Курмашев родился в 1919 году в Хобдинском районе Актюбинской области

Окончил Параньгинский педагогический техникум. До войны Гайнан Курмашев работал учителем Куянковской школы Параньгинского района Марийской АССР, где преподавал математику, географию. Еще во время учебы он начал писать стихи

В 1937 году Гайнан Курмашев переехал из Марийской АССР в Казахскую ССР в город Актюбинск, где снова устроился работать в школу. Уже в 1939 году в возрасте 20 лет он стал директором школы, когда его призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию

В РККА Гайнан Курмашев окончил школу младших командиров и получил звание лейтенанта. Участвовал в советско-финской войне, после ее окончания служил в Гомельской области. С первых дней участвовал в Великой Отечественной войне. Гайнан Курмашев в сентябре 1941 году вступил в ряды Коммунистической партии. Являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы коммунист Гайнан Курмашев с характеристикой абсолютно надежного и проверенного человека был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. Там его перевели в лагерь для военнопленных в Демблине (Польша). Здесь из советских военнопленных из народов Поволжья — татар, башкир и чувашей — командование Вермахта формировало легион «Идель-Урал»

Оказавшись в составе этого легиона, Гайнан Курмашев, Муса Джалиль, Абдулла Алиш и несколько других советских военнопленных татар создали подпольную организацию, деятельность которой была направлена на разложение легиона изнутри. Несмотря на свою молодость (он был моложе всех остальных участников подполья), Гайнан Курмашев возглавил эту организацию под псевдонимом Курмаш

Усилия коммунистов подпольщиков татар привели к тому, что легион был взорван изнутри. Первый же батальон легиона, направленный на подавление партизанского движения в Витебскую область, 23 февраля 1943 года почти в полном составе с оружием в руках перешел на сторону советских партизан

Из-за деятельности специально засланных провокаторов татарское подполье оказалось раскрыто, а все его члены (около сорока человек) в августе 1943 года были арестованы. Суд приговорил подпольщиков к смертной казни. В решении второго имперского суда, озаглавленного «Курмашев и десять других», первой и отдельной строкой был дан приговор и Гайнану Курмашеву

Казнь через гильотинирование состоялась только через год — 25 августа 1944 года. Первым на эшафот взошел коммунист Гайнан Курмашев

По словам присутствовавшего на казни пастора Георгия Юрытко, «татары умерли с улыбкой»

Уже после Великой Отечественной войны, когда стала известна роль татарского коммунистического подполья в легионе «Идель-Урал», Гайнан Курмашев был посмертно награжден орденом Отечественной войны первой степени

Одиннадцать стихов Гайнана Курмаша были опубликованы в небольшой брошюре под названием «За гранью жизни…»

Восток — дело тонкое. Видно, не знали
В Германии истин простых
И эту науку врагу преподали
Курмашев и десять других

15 февраля 2005 года в деревне Куянково состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвященной Гайнану Курмашеву

В честь Героя названа улица в Актюбинске

В Казани, на площади 1 Мая у Спасской башни казанского Кремля, установлены памятник Мусе Джалилю и стела с барельефами десяти соратников группы Курмашева

Ах, сколько их было, солдат безымянных,
Погибших в неравном бою!
Но не посрамили сыны Татарстана
Далекую землю свою

Пускай мы не знаем всех тех, кто сражались
За Родину в землях чужих
Сынами Отчизны навеки остались
Курмашев и десять других

Ахметсафа Гайсин (1918, Портчара, РСФСР — 27 ноября 1943, Запорожский район, Запорожская область УССР) — участник Великой Отечественной войны, командир взвода 185-го гвардейского стрелкового полка 60-й гвардейской стрелковой дивизии 12-й армии 3-го Украинского фронта. Гвардии младший лейтенант РККА Ахметсафа Гайсин Герой Советского Союза

Родился Ахметсафа Гайсин в 1918 году в деревне Портчара (ныне — Параньгинского района Республики Марий Эл) в семье крестьянина. Татарин

Ахметсафа Гайсин окончил 5 классов, работал в колхозе. Член ВЛКСМ

В 1938 году Ахметсафа Гайсин призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1943 году окончил курсы младших лейтенантов. В июле 1943 года был направлен в действующую армию командиром взвода 185-го гвардейского стрелкового полка 60-й гвардейской стрелковой дивизии. В составе 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта участвовал в Изюм-Барвенковской наступательной операции

В августе 1943 года дивизия вошла в состав 12-й армии и в ходе Донбасской операции освобождала Павлоград (Днепропетровская область), затем вышла к Днепру южнее Днепропетровска и вдоль реки вела наступление на Запорожье

Гвардии младший лейтенант Ахметсафа Гайсин участвовал в форсировании Днепра и боях за плацдарм на острове Хортица (в черте Запорожья). 25-26 ноября 1943 года взвод форсировал Днепр в районе Запорожья и первым ворвался в траншею противника. Ахметсафа Гайсин в бою заменил командира роты. Отбив 13 вражеских контратак, рота успешно действовала при расширении плацдарма на правом берегу реки

В одном из последующих боев 27 ноября 1943 года Ахметсафа Гайсин погиб смертью храбрых

Похоронен на хуторе Капустяный Запорожского района Запорожской области

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии младший лейтенант Ахметсафа Гайсин удостоен высокого звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина

Ахметсафа Гайсин Герой Советского СоюзаЗа нашу Советскую Родину!

Параньга (Бэрэнгуйэ, в переводе с персидского «Деревня святых») — поселок городского типа, административный центр Параньгинского района Марийской АССР

Поселок Параньга расположен в верховьях речки Параньгинки (приток Илети), в 95 км к востоку от Йошкар-Олы (106 км по дороге)

Народная легенда гласит: Первоначально селение называлось «Бэрэнгуйэ», что в переводе с персидского означает «Деревня Святых». Согласно преданию селение основали татары Чураш и Бураш, пришедшие сюда из ханства Касимово после 1552 года. Казанские историки считают, что в предании нашли действительные исторические факты

Портчара (татарча Пучара) — татарская деревня в Параньгинском районе Марийской АССР

Наша Родина СССР

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: