Ту 104

Самолет Ту 104 совершил первый полет 17 июня 1955 года

Ту 104 — первый советский реактивный пассажирский самолет. 15 февраля 1961 года с Ту 104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолета на высоте 10 000 м.

Официальное постановление Совета Министров о проектировании реактивного пассажирского самолета в КБ Туполев вышло 11 июня 1954 года, хотя работы велись и раньше. Еще при создании бомбардировщика Ту 16 были созданы и первые наброски будущего реактивного пассажирского лайнера. К 1952-1953 годам были подготовлены и чертежи. Проект получил рабочее название Ту-2АМ-3-200. Будущий лайнер получил индекс 104. К слову, все дальнейшие серийные пассажирские самолеты ОКБ Туполев получали трехзначные индексы с четверкой на конце.

Самолет Ту 104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту 16. Использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Для Ту 104 был увеличен диаметр фюзеляжа и крыло было перемещено в низ фюзеляжа. Именно поэтому разработка самолёта подобного типа заняла столь короткий срок.

Первый полет самолет Ту 104 совершил 17 июня 1955 года. 5 ноября в воздух поднялся первый серийный самолет, построенный на Харьковском авиазаводе (УССР). В 1956 году Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в Лондон, туда же прилетели три Ту 104 (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413). 15 сентября 1956 года Ту 104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск.

Официально существовали следующие модификации самолета: Ту 104, Ту 104А и Ту 104Б. Все доработанные или переделанные самолеты, в том числе военные продолжали нести прежнюю надпись на борту.

Практически единственным гражданским пользователем Ту 104 в СССР был Аэрофлот, использовавший лайнеры для выполнения внутренних и международных рейсов средней протяженности. На Ту 104 уже в 1956-1957 годах выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и так далее. Появление Ту-104 позволило СССР в кратчайшие сроки выйти на международный уровень авиаперевозок. Единственной страной, куда экспортировался этот самолет, была Чехословакия — местная авиакомпания приобрела шесть машин, половина из которых в дальнейшем была потеряна в авариях.

Начиная с 1959 года первые Ту 104 стали поступать в авиапредприятия: Внуково, Иркутск, Толмачево, Ташкент, Тбилиси, Пулково. В 1960 году самолет поступает, помимо вышеназванных аэропортов, также и в Шереметьево, Борисполь и Хабаровск. В 1961 году самолеты поступили в Одессу. В 1965 году была прекращена эксплуатация Ту 104 в Узбекском управлении ГА по климатическим условиям Ташкента, а в 1966 году 8 новых самолетов поступили в Домодедово.

Выпуск Ту 104 был прекращен всего через пять лет после начала серийного производства: в начале-середине 1960-х годов в СССР и в мире уже началась разработка лайнеров второго поколения с более экономичными турбовентиляторными двигателями, и самолет Ту 104 к тому времени уже успел морально устареть.

Списание самолетов по выработке ресурса началось в 1972 году. С 1974 года самолеты этого типа, состоявшие в парке гражданской авиации, начали перекрашивать в единую ливрею Аэрофлота, принятую 1 декабря 1973 года. К 1977-1978 годам практически все Ту 104 были перекрашены. Вывод Ту-104 из парка Аэрофлота начался в 1977 году.

Гражданская авиация СССР базируется на гражданских аэродромах. Основная функционально-производственная единица гражданской авиации — аэропорт. Гражданская авиация СССР начинает свое историю 25 февраля 1932 года, именно тогда на базе Добролета и акционерного общества Укрвоздухпуть было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот. Через 15 лет после основания Аэрофлот стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991 года.

В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлот, ставшее единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием Аэрофлот советские авиалинии. В 1974 году была принята новая единая ливрея для самолетов Аэрофлота. В 1976 году Аэрофлот стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100000000 пассажиров.

Кроме обширной маршрутной сети внутри СССР, Аэрофлот выполнял регулярные рейсы на 5 из 6 континентов: в Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку. С 1970-х многие трансатлантические рейсы Аэрофлот выполнялись через аэропорт Шеннон (Ирландия), так как это был единственный в Западной Европе аэропорт, способный обслуживать советские дальнемагистральные самолеты и не находившийся на территории НАТО.

В 1980 году Аэрофлот являлся официальным авиаперевозчиком Летних Олимпийских игр в Москве, о чем свидетельствовала надпись красного цвета «Official Olympic Carrier» с эмблемой игр на бортах некоторых самолетов компании. В 1989 году Аэрофлот вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта.

Кроме пассажирских перевозок Аэрофлот выполнял в СССР и все иные виды авиационных работ. В состав Аэрофлот входила сельскохозяйственная авиация страны, осуществлялись уникальные перевозки сверхтяжелых грузов для космической программы СССР, выполнялись разнообразные авиационные работы: обслуживание нефтяных и газовых морских платформ, исследование природных ресурсов, исследования атмосферы, воздушное патрулирование отдаленных областей и другие авиационные работы. Помимо пассажирских авиалайнеров авиакомпания эксплуатировала сотни вертолетов и грузовых самолетов. Самолеты Аэрофлота перевозили высшее партийное руководство СССР, в том числе и Генерального секретаря.

С конца 1970-х до начала 1990-х годов самолет Ту 154 выполнял самый протяженный в мире континентальный рейс: SU-8501 по маршруту Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский длиной 9100 километров.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: