ТУ 124

Первый полет в СССР самолет Ту 124 совершил 29 марта 1960 года

В Советском Союзе проект Ту 124 разрабатывался для гражданской авиации как уменьшенный Ту 104. Самолеты были похожи внешне, но различаются исполнением некоторых агрегатов. Самолет Ту 124 — переходный от первого поколения пассажирских авиалайнеров ко второму. Он стал одним из первых пассажирских самолетов в мире, на котором применены двухконтурные турбореактивные двигатели, отличающиеся от одноконтурных экономичностью.

Предполагалось, что самолет Ту 124 займет линии, связывающие столицу СССР с крупными городами с продолжительностью полета до 1 часа взамен устаревшим Ил 14 и Ли 2. В отличие от Ту 104, требовавшего взлетно-посадочную полосу длиной не менее 2500 м, а в южных районах с высокими температурами воздуха 3000 м, для Ту 124 требовалась полоса длиной в 2000 м.

Отличительные особенности Ту 124. Во-первых, первый советский пассажирский самолет с турбореактивными двухконтурными двигателями. Все предыдущие пассажирские реактивные самолеты оснащались турбореактивными двигателями. Во-вторых, самолет с посадочным щитком под центропланом. Самолет производил Харьковский авиазавод.

Разработки советских ученых не стояли на месте и с 1966 года вместо него стали выпускать Ту 134. Главное отличие Ту 134 от ту 124 — двигатели из корня крыла перенесены на хвостовую часть фюзеляжа.

Первый регулярный рейс Ту 124 осуществил 2 октября 1962 года по маршруту Москва — Таллин. Самолет эксплуатировался в основном в европейской части СССР, также осуществлял международные полеты в Хельсинки, Стокгольм, Варшаву и Белград.

Всего в 1960-1968 годах Харьковский авиазавод выпустил 165 самолетов типа Ту 124. Помимо советского Аэрофлота они поставлялись в страны СЭВ (в ЧССР и ГДР), а также в Ирак, Индию и Китай. В Индии и Китае летали только военные модификации Ту 124. Серийное производство гражданских пассажирских машин было завершено в 1966 году, однако производство военных модификаций для штурманской подготовки продолжалось еще в течение последующих двух лет.

На судьбу производства Ту 124 решающее влияние оказало указание руководителя СССР Никиты Хрущева по переносу двигателей на хвостовую часть самолета, как у увиденной им французской Каравеллы. В результате, развернувшееся было крупносерийное производство самолета было прекращено в пользу Ту 134. Построенные машины много и интенсивно летали в Аэрофлоте и зарубежных авиакомпаниях, а также в интересах силовых ведомств разных стран. Всего на самолетах Ту 124 было перевезено 6,5 миллионов пассажиров.

Решение XXV съезда КПСС о дальнейшем обновлении парка пассажирских самолетов в СССР повлияло на пассажирскую эксплуатацию Ту 124. Массовый вывод из состава Аэрофлота самолетов этого типа начался во второй половине 1970-х годов.

Казанский авиационный отряд к сентябрю 1979 года был одним из последних в Аэрофлоте эксплуатантом остававшихся в строю Ту 124. В связи с тем, что старый казанский аэропорт не был в состоянии принимать воздушные суда более высокого класса чем Ил 18 или Ту 124 по причине короткой взлетно-посадочной полосы — 1800 метров. Строительство же нового аэропорта в Казани велось до сентября 1979 года.

15 сентября 1979 года казанские Ту 124 совершили свои последние рейсы, таким образом завершив историю пассажирской эксплуатации самолетов данного типа. Списание последних 15 бортов Аэрофлота началось с 1980 года и продолжалось в течение года. Некоторые из них устанавливались в качестве самолетов-памятников в таких городах как: Гродно, Кимры, Иркутск, Минеральные Воды, Нальчик, Орск. В ВВС СССР эксплуатация штурманских модификаций Ту 124 завершилась к 1983 году.

Гражданская авиация СССР базируется на гражданских аэродромах. Основная функционально-производственная единица гражданской авиации — аэропорт. Гражданская авиация начинает свое историю 25 февраля 1932 года, именно тогда на базе Добролета и акционерного общества Укрвоздухпуть было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот. Через 15 лет после основания Аэрофлот стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991 года.

В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлот, ставшее единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием Аэрофлот советские авиалинии. В 1974 году была принята новая единая ливрея для самолетов Аэрофлота. В 1976 году Аэрофлот стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100000000 пассажиров.

Кроме обширной маршрутной сети внутри СССР, Аэрофлот выполнял регулярные рейсы на 5 из 6 континентов: в Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку. С 1970-х многие трансатлантические рейсы Аэрофлот выполнялись через аэропорт Шеннон (Ирландия), так как это был единственный в Западной Европе аэропорт, способный обслуживать советские дальнемагистральные самолеты и не находившийся на территории НАТО.

В 1980 году Аэрофлот являлся официальным авиаперевозчиком Летних Олимпийских игр в Москве, о чем свидетельствовала надпись красного цвета «Official Olympic Carrier» с эмблемой игр на бортах некоторых самолетов компании. В 1989 году Аэрофлот вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта.

Кроме пассажирских перевозок Аэрофлот выполнял в СССР и все иные виды авиационных работ. В состав Аэрофлот входила сельскохозяйственная авиация страны, осуществлялись уникальные перевозки сверхтяжелых грузов для космической программы СССР, выполнялись разнообразные авиационные работы: обслуживание нефтяных и газовых морских платформ, исследование природных ресурсов, исследования атмосферы, воздушное патрулирование отдаленных областей и другие авиационные работы. Помимо пассажирских авиалайнеров авиакомпания эксплуатировала сотни вертолетов и грузовых самолетов. Самолеты Аэрофлота перевозили высшее партийное руководство СССР, в том числе и Генерального секретаря.

С конца 1970-х до начала 1990-х годов самолет Ту 154 выполнял самый протяженный в мире континентальный рейс: SU-8501 по маршруту Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский длиной 9100 километров.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: