Ту 134

Самолет Ту 134 выполнил первый полет выполнил 29 июля 1963 года

Ту 134 — советский пассажирский самолет на 76-80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяженности, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ имени Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.

Первый полет выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолета всех модификаций. Полностью производство было прекращено в 1989 году. Ту 134 поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора.

Ту 134 — ближнемагистральный пассажирский самолет с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-20П-125 на опытном самолете и Д 30 на серийных. Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значительно снижает шум в салоне по сравнению с самолетами предыдущих поколений. Горизонтальное оперение поднято на вершину киля. Топливо размещено в кессон-баках крыла. Ту 134 был сертифицирован по международным нормам. Самолет строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. Использовался также в школах ВВС СССР.

К началу 1960-х годов основу парка ближнемагистральных самолетов в СССР и социалистических странах составляли поршневые Ил 14, бравшие на борт до 36 пассажиров. В это время гражданская авиация вступала в реактивную эпоху. Первый в СССР реактивный самолет Ту 104 использовался только на международных и особенно загруженных внутрисоюзных линиях, тогда как на региональных маршрутах использовались морально устаревающие самолеты. Появилась потребность в реактивном самолете с дальностью до 2000 км, крейсерской скоростью 800-900 км/ч и пассажировместимостью не менее 40 человек, который можно было бы использовать на коротких взлетно-посадочных полосах.

Ту 134 не проектировался как новый самолет Ту 134, а представляет глубокую модификацию Ту 124 с новым размещением ТРДД в хвостовой части фюзеляжа Ту 124. У самолета удлинили фюзеляж, перенесли двигатели в хвостовую часть, а также заменили оперение на Т-образное. Проект под обозначением Ту 124А был разработан в 1961 году. Первые два опытных экземпляра были изготовлены в 1963 году. В июле того же года самолет Ту 134 впервые поднялся в небо.

Летные и сертификационные испытания начались летом 1963 года. В 1965 году самолету было присвоено обозначение Ту 134. В это же время было прекращено производство Ту 124. Самолет был разработан для ближнемагистральных линий со слабым пассажиропотоком. Изначально предполагалось разместить в самолете 56 мест для пассажиров (50 в двухклассной компоновке). Но от первого класса на тех самолетах, что предназначались для внутрисоюзных линий, вскоре решено было отказаться. За счет этого число мест удалось довести до 72.

В 1965 году было изготовлено 9 предсерийных самолетов для летных испытаний. Первые серийные самолеты были переданы компании Аэрофлот. В СССР в Аэрофлот они были переданы в 1966 году. В сентябре 1967 года на Ту 134 был совершен первый коммерческий рейс Москва — Адлер. Однако почти три года Ту 134 использовались лишь на международных линиях и только летом 1969 года начали обслуживать внутрисоюзные линии Москва — Ленинград и Москва — Киев.

В 1970 году была разработана модификация Ту 134 А. Фюзеляж самолета был удлинен с 35 до 37,1 м, стали устанавливаться двигатели Д-30 II-й серии, оснащенные реверсивным устройством, число мест увеличилось с 72 до 76, взлетная масса увеличилась с 45 до 47,6 тонн. В результате максимальная дальность полета сократилась с 3100 до 2770 км, а дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой — до 2100 км. На самолетах, предназначенных для экспорта, отказались от штурмана и установили РЛС.

К началу 1972 года большая часть самолет Ту 134 использовалась на международных линиях, тогда как регулярных рейсов внутри СССР было всего 12: из Москвы в Баку, Ереван, Киев, Кишинев, Краснодар, Ленинград, Омск, Ригу и Сочи. Большую часть самолетов Ту 134 Шереметьевского и все Ту 134 Внуковского авиаотрядов передали на региональные линии, а вместо них поставлялись только что начавший перевозить пассажиров Ту 154 и дальнемагистральный Ил 62.

В 1980 году начался выпуск самолета Ту 134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно. Кроме того, пассажировместимость была увеличена до 80 мест, взлетная масса доведена до 49 тонн. Начались также разработки варианта Ту 134Д с увеличенной тягой двигателей, однако работы по самолету были прекращены. На 2013 год эксплуатировалось 128 самолетов Ту-134, которые постепенно выводятся из эксплуатации, поскольку устарели морально и физически: последним выпущенным экземплярам более четверти века.

Некоторые Ту 134 установлены в качестве памятников. Чаще всего их можно встретить в аэропортах. Например, в Воронеже, Кишиневе, Махачкале, Минске, Могилеве, Ульяновске, Полтаве, Риге. Так, в Москве первый прототип Ту 134, опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: