Советский самолет Ту 154 совершил первый полет в СССР 3 октября 1968 года
Ту 154 — советский трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяженности. Пассажирский самолет Ту 154 рассчитан на перевозку 152-180 пассажиров. Пассажирский самолет Ту 154 разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.
Предварительная разработка советского среднемагистрального самолета нового поколения, предназначавшегося для замены Ту 104, Ан 10 и Ил 18, началась в ОКБ Туполева в 1963 году под руководством главного конструктора Дмитрия Маркова, заместителя Андрея Туполева. Затем главным конструктором стал Сергей Егер, а с 1975 года — Александр Шенгардт. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Ильюшина Ил 72, который не получил дальнейшего развития. В ОКБ Туполева ставилась задача создать современный пассажирский самолет, не уступающий по своим параметрам созданному в то время американскому Boeing 727.
Первый опытный экземпляр был выпущен в 1966 году. Первый полет самолет Ту 154 состоялся 3 октября 1968 года — командир экипажа Юрий Сухов. В 1969 году советский самолет Ту 154 продемонстрировали на международном авиасалоне Ле-Бурже. В 1970 году на Куйбышевском авиационном заводе № 18 начали серийно производстводить самолет Ту 154. В мае 1971 года предсерийные самолеты начали использоваться для перевозки почты из Москвы (Внуково) в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.
На трассы авиакомпании Аэрофлот лайнер вышел в начале 1972 года. Первый регулярный рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва — Минеральные Воды Ту 154 совершил 9 февраля 1972 года. 2 апреля 1972 года самолет Ту 154 начал эксплуатироваться на международных авиалиниях — первый международный рейс на Ту 154 был выполнен в берлинский аэропорт Шенефельд.
Начальная эксплуатация показала, что самолет требует дальнейшей модернизации, поэтому уже через два года была готова к производству модификация Ту 154А, которая и стала первой пошедшей в серию — двигатели НК 8 2 заменены на более мощные НК 8 2У.
В период с 1975 по 1981 годы самолет модернизировался, взлетная масса была увеличена с 94 до 98 тонн. Изменения коснулись планера, крыла, состава оборудования, увеличения пассажировместимости. Новая модификация получила наименование Ту 154Б. Впоследствии под эту конфигурацию доработали все самолёты первых серий.
В 1984 году в серийное производство поступила модификация Ту 154М (первоначально Ту 164), созданная под руководством Александра Шенгардта. На этой модификации были установлены более экономичные двигатели конструкции ОКБ Соловьева. Самолеты этой модификации имеют максимальную взлетную массу от 100 до 104 тонн.
Девять самолетов были переделаны в грузовые, проект первоначально именовался как Ту 154Т, затем Ту 154С. Пять самолетов были переоборудованы в летающие лаборатории и существенно доработаны по программе испытаний космического челнока Буран. Два из пяти Ту 154ЛЛ могли совершать полностью автоматическую посадку. На базе Ту 154 создан первый в мире самолет, двигатели которого работали на сжиженном газе.
Модификации Ту 154 стали самыми массовыми самолётами в СССР в середине 1980-х годов. На этих самолетах выполнялась значительная доля авиаперевозок пассажиров в СССР. Самолет Ту 154 летали во многие аэропорты СССР, а также аэропорты более 80 городов мира. Помимо компании Аэрофлот эксплуатировался в 235-м (правительственном) авиаотряде (11 самолетов), а также в ВС СССР.
Предлагаем посмотреть документалистику 1977 года
Взаимодействие экипажа самолета Ту-154 в полете
Гражданская авиация — авиация, используемая в целях воздушных перевозок населения и грузов. В литературе встречается название — гражданский воздушный флот (ГВФ).
Гражданская авиация используется для обеспечения удовлетворения потребностей граждан. Гражданская авиация СССР базируется на гражданских аэродромах. Основная функционально-производственная единица гражданской авиации — аэропорт.
25 февраля 1932 года на базе «Добролета» и акционерного общества «Укрвоздухпуть» было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот. Через 15 лет после основания Аэрофлот стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991 года. В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлот (ЦУМВС), ставшее единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием Аэрофлот советские авиалинии. В 1974 году была принята новая единая ливрея для самолетов Аэрофлота. В 1976 году Аэрофлот стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100000000 пассажиров.
Кроме обширной маршрутной сети внутри СССР, Аэрофлот выполнял регулярные рейсы на 5 из 6 континентов: в Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку. С 1970-х многие трансатлантические рейсы Аэрофлот выполнялись через аэропорт Шеннон (Ирландия), так как это был единственный в Западной Европе аэропорт, способный обслуживать советские дальнемагистральные самолеты и не находившийся на территории НАТО.
В 1980 году Аэрофлот являлся официальным авиаперевозчиком Летних Олимпийских игр в Москве, о чем свидетельствовала надпись красного цвета «Official Olympic Carrier» с эмблемой игр на бортах некоторых самолетов компании. В 1989 году Аэрофлот вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA).
Кроме пассажирских перевозок Аэрофлот выполнял в СССР и все иные виды авиационных работ. В состав Аэрофлот входила сельскохозяйственная авиация страны, осуществлялись уникальные перевозки сверхтяжелых грузов для космической программы СССР, выполнялись разнообразные авиационные работы: обслуживание нефтяных и газовых морских платформ, исследование природных ресурсов, исследования атмосферы, воздушное патрулирование отдаленных областей и другие авиационные работы. Помимо пассажирских авиалайнеров авиакомпания эксплуатировала сотни вертолетов и грузовых самолетов. Самолеты Аэрофлота перевозили высшее партийное руководство СССР, в том числе и Генерального секретаря.
С конца 1970-х до начала 1990-х годов самолет Ту 154 выполнял самый протяженный в мире континентальный рейс: SU-8501 по маршруту Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский длиной 9100 километров.