Советский телеспектакль В одном микрорайоне 1976 года, поставленный режиссером Всеволодом Шиловским
С развитием телевидения появился жанр телевизионного спектакля, или телеспектакль
В СССР первый телеспектакль был показан в 1938 году, но, поскольку видеозапись еще не практиковалась, телевизионные спектакли, как и театральные, вплоть до начала 50-х годов разыгрывались непосредственно в эфире. Лишь в 50-х годах появилась возможность записи телеспектаклей на кинопленку при помощи кинорегистраторов. Именно в этот период, в годы «оттепели» в Советском Союзе, родился телевизионный театр как таковой
Редакция литературно-драматического вещания созданной в 1951 году Центральной студии телевидения знакомила зрителей со спектаклями, идущими на сценах известных театров. Некоторые из этих спектаклей шли в прямой трансляции со сцены или из телевизионной студии. Некоторые записывались и адаптировались в соответствии с телевизионной спецификой. Помимо них она и сама стала готовить спектакли-телепостановки, которые позже стали называться телеспектаклями. Сначала они шли в прямом эфире (иногда одновременно с эфиром велась запись с экрана кинескопа), а позднее стали преимущественно записываться на пленку, монтироваться, озвучиваться. Как жанр телеспектакль зародился в американской телевизионной культуре
Литературным произведением, положенным в основу телеспектакля, может быть как пьеса, написанная специально для телевидения, так и опубликованная театральная пьеса (иногда проводится ее адаптация для телевидения, но бывает, что телевизионная редакция не отличается от театральной, или почти не отличается). Кроме того, телеспектакль может быть поставлен по литературному сценарию, написанному по мотивам повести, романа или произведения другого жанра
Телевизионные спектакли ставили, как правило, театральные режиссеры (в том числе Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов) или специально работавшие на телевидении режиссеры с театральным образованием и опытом, в различной степени, иногда очень скромной, используя возможности телевидения (или кинематографа), прежде всего крупный план. И если театральный режиссер в советские времена (когда актеры не могли работать в разных театрах одновременно) был ограничен труппой конкретного театра, то режиссер-постановщик телеспектакля мог приглашать актеров разных театров и даже киноактеров
Спорным, в частности, был вопрос о допустимости в телеспектакле натурных съемок — их отсутствие поначалу считалось формальным отличием телеспектакля от телефильма
Как и театральные, телеспектакли разыгрывались в целом в замкнутом пространстве, в близких к театральным и достаточно простых декорациях, иногда и в интерьерах; в телеспектакль могли быть вмонтированы и натурные съемки. «Определения, что такое телеспектакль, с которым бы согласились все, — пишет Борис Каплан, — нет. Многое было обусловлено приказом, по которому телеспектакль запускался в производство. От того, по какому «ведомству» значился телеспектакль, зависело количество оплачиваемых репетиций, съемочных дней, состав творческой бригады, оплата участников…»
В одном микрорайоне — пятисерийный советский телеспектакль 1976 года. В одном микрорайоне поставлен режиссером Всеволодом Шиловским по сценарию Михаила Анчарова
В одном микрорайоне — CCCР, 1970-е годы. Москва. В недавно построенном жилом микрорайоне зарождается новая советская жизнь. Здесь живут разные люди — член-корреспондент АН СССР Андрей Коробов, руководитель НИИ Геннадий Борисов и его жена Надя, работница шоколадной фабрики Ира Агашина, семья Мосоловых — жена Катерина и муж Василий — работник мясокомбината. Как и в предыдущей работе — телесаге «День за днем», в фильме показана жизнь простых людей, судьбы которых пересеклись волею случая…
В одном микрорайоне телеспектакль
(первая серия)
Заря упала и растаяла.
Ночные дремлют корпуса.
Многоэтажная окраина —
Плывет по лунным небесам…
Плывет по лунным небесам
Плывет по лунным небесам
Плывет по лунным небесам…
И шапку сняв, задравши голову,
Как зачарованный стою
Я на краю степи и города,
Земли и неба на краю на краю…
Земли и неба на краю на краю,
Земли и неба на краю на краю,
Земли и неба на краю на краю…
И снова песней нескончаемой
Запела древняя струна.
Веками числилась окраиной —
Моя родная сторона.
Моя родная сторона,
Моя родная сторона,
Моя родная сторона…
В одном микрорайоне телеспектакль
(вторая серия)
Страна великая, красивая!
В круговороте всех веков.
Весь мир спасала от насилия,
От злых набегов чужаков…
От злых набегов чужаков,
От злых набегов чужаков,
От злых набегов чужаков!..
Весь мир спасала от отчаянья,
И не боялась ничего!
Моя любовь, мое дыхание,
Отчизна сердца моего…
Отчизна сердца моего,
Отчизна сердца моего,
Отчизна сердца моего!..
Заря упала и растаяла.
Ночные дремлют корпуса.
Многоэтажная окраина —
Плывет по лунным небесам…
Плывет по лунным небесам,
Плывет по лунным небесам,
Плывет по лунным небесам…
В одном микрорайоне телеспектакль
(третья серия)
Дети песни поют, нарушают покой,
Бабки с внуками книжки читают.
Время мчится рекой, время машет рукой.
Годы мчатся… Да кто их считает?
Будят нас по утрам молодые мечты,
Чтоб спросить, как живем мы на свете?
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Ну как ты?
- В порядке, а ты? Как работа?
- Нормально…
- А дети?..
Вереницы годов убегают назад.
Грохот пушек все тише и тише…
Только в старых альбомах все те же глаза
Не вернувшихся… …с боя мальчишек…
В одном микрорайоне телеспектакль
(четвертая серия)
Эй, потомки, послушайте нашу мечту: —
Не листайте так быстро страницы!
Мы хотели стоять на последнем посту —
Часовыми последней границы!..
Чтоб не треск автоматов, а крик соловьев.
Чтоб стонала весенняя вьюга.
Чтобы сердце томилось твое и мое —
От желанья постигнуть друг друга!
Дети песни поют, нарушают покой,
Бабки с внуками книжки читают…
Время мчится рекой, время машет рукой.
Годы мчатся… А кто их считает?..
В одном микрорайоне телеспектакль
(пятая серия)
В телеспектакле В одном микрорайоне звучат две песни на стихи автора сценария Михаила Анчарова — Окраина в исполнении Николая Караченцова, который именно в этом фильме впервые запел, а в конце заключительной серии — Дети песни поют, которую исполняет герой Леонида Броневого начальник лаборатории НИИ Никита Карасев
Съемочная группа В одном микрорайоне фильм:
Сценарист — Михаил Анчаров
Режиссер — Лидия Ишимбаева
Режиссер—постановщик — Всеволод Шиловский
Композитор — Марк Минков
Звукорежиссер — Нина Соколова
Художник—постановщик — Игорь Морозов
Помощник режиссера — Татьяна Преснякова
Музыкальный редактор — Марина Крутоярская
Операторы — Борис Кипарисов, Николай Журавлев, Анатолий Авагин и Эрик Малинин
В ролях В одном микрорайоне фильм:
Галина Соколова — Серегина, мама Валерия
Николай Караченцов — Валерий, слесарь ЖЭКа
Надежда Корункова — Катя Мосолова, жена Васи
Вячеслав Жолобов — Эдик, однокурсник Шурыгиной
Александр Потапов — шофер Юра, сослуживец Шурыгина
Ольга Николаева — мать Геннадия Максимовича Борисова
Юрий Леонидов — Юрий Агашин, отец Ирины, рабочий завода
Лев Любецкий — Григорий, парикмахер, председатель домкома
Роман Филиппов — Василий Мосолов, работник мясокомбината
Ирина Акулова — Ирина Агашина, работница шоколадной фабрики
Леонид Сатановский — Федор Александрович, участник драмкружка
Светлана Родина — Лена, дочь Нади и Коробова, падчерица Борисова
Лилия Журкина — Лариса Зеленова, доктор, жена летчика-испытателя
Маргарита Жигунова — Зинаида Агашина, мачеха Иры, работница ателье
Анатолий Ромашин — Геннадий Максимович Борисов, руководитель НИИ
Никита Подгорный — Андрей Коробов, член-корреспондент Академии наук
Татьяна Лаврова — Надя, мама Лены, жена Борисова, бывшая жена Коробова
Марис Лиепа — Яунис Берзинь, известный артист балета, ведущий драмкружка
Леонид Броневой — Никита Карасев, друг Коробова, начальник лаборатории НИИ
Анна Сидоркина — Люся Шурыгина, выпускница МАТИ, инженер, тетя Ирины Агашиной
Николай Пеньков — Дмитрий Алексеевич Шурыгин, шофер, муж Люси, дядя Ирины Агашиной
Ирина Мирошниченко — Маша Дружинина, безответно влюблена в Коробова, сотрудница НИИ
Микрорайон — первичная единица городской жилой застройки; микрорайон представляет собою комплекс жилых домов и учреждений бытового обслуживания, примыкающий к транспортным магистралям
В СССР непременными атрибутами микрорайона были следующие учреждения культурно-бытового обслуживания: детские сады, школы, столовые и магазины
Советский микрорайон также может иметь и исторические названия (например, возникший в 1960-х годах микрорайон Аэродром в Гатчине получил название от находящегося ранее на его месте военного аэродрома)
P.S. редакция Интернет-сайта Мы из СССР рекомендует посмотреть советскую документальную киноэпопея Правда великого народа Бориса Рычкова посвященную шестидесятилетию СССР (11 фильмов), перейдя по ссылке Правда великого народа