Виталий Закруткин

Виталий Закруткин — советский писатель и литературовед — родился 27 марта 1908 года

Родился в семье народного учителя. С десятилетнего возраста Виталий Закруткин работал в поле. С 1929 года его отец перевез всю семью на Дальний Восток, на станцию Завитая.

В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт; в 1936 — аспирантуру Ленинградского педагогического института имени Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы Ростовского государственного педагогического университета, где работал до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет. Ушел на фронт добровольцем. На войне капитан Виталий Закруткин — необычайно волевой, энергичный, выносливый воин — труженик — вскоре награждается орденом Красной Звезды и производится в майоры.

Виталий Александрович писал репортажи, очерки, рассказы, антифашистские памфлеты. Появилась его первая книжка Коричневая чума, потом книги Сила, На переднем крае, повесть о разведчиках Человек со шрамом, Повесть о слободе Крепкой. Все это публикуется, издается в годы Великой Отечественной войны.

В начале мая 1945 года Маршал Советского Союза Георгий Жуков при вручении ему ордена сказал: Я вручаю Вам этот не литературный орден, майор Закруткин, и желаю Вам вести себя в литературе так же как в батальоне.

В 1947 году Виталий Закруткин публикует принесшие ему широкую популярность в СССР и за рубежом талантливые Кавказские записки. Виталий Александрович — вдумчивый художник — историк. Он своими Кавказскими записками внес крупный вклад в литературу о Великой Отечественной войне. Кавказские записки — это художественно яркая хроника — летопись, запечатлевшая гигантскую битву за Кавказ в 1942-1943 годах.

Когда закончилась война, возвращается в Ростов. И начинает преподавать в университете. До этого Виталий Закруткин был заочно принят в Союз писателей СССР. Заочно, потому, что в те дни он принимал участие в ликвидации гитлеровских войск при освобождении Праги. 1947 год переезжает жить в деревню — на Дон, в станицу Кочетовская.

На «огонек» к своему писателю потянулся народ: хлеборобы, виноградари, рыбаки. Любой человек мог в любое время прийти к нему со своими горестями, твердо зная, что Виталий Александрович согреет приветным словом, даст отдохнуть уставшему, внимательно выслушает и всегда поможет. Он умел как-то очень хорошо слушать людей и быстро расположить их к откровенности. Виталий Александрович искренне любил людей, но он еще и обладал великим даром «влюблять людей в себя», как сказал однажды поэт и драматург, тогдашний главный редактор журнала «Огонек» Анатолий Софронов.

Далее появляется на свет роман Плавучая станица. Тема умелого хозяйствования на земле получила развитие в этом романе. Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного хозяйства стала приметой времени. В 1951 году роман был удостоен Сталинской премии третьей степени.

Пишет ряд статей и очерков о лесе, о сохранении природных богатств. В том числе Лик природы, Слово о бессловесном.

Несколько к нему приезжал Михаил Шолохов, с которым Виталий Закруткин был связан долголетней дружбой и которому, больше чем кому бы то ни было, он был обязан решительным поворотом творческого внимания к народной теме, к простым труженикам, потом своим добывающим для всех людей земные блага.

В 1953 году Виталий Закруткин начал работать над романом-эпопеей Сотворение мира. Это произведение охватывает целую историческую эпоху борьбы за преображение страны. В 1955-1956 годы писатель создает первую книгу, вторая книга увидела свет в 1967 году, и с конца 1960-х автор работал над третьей книгой, опубликованной в 1978 году. В 1982 году писатель стал лауреатом Государственной премии СССР за роман Сотворение мира.

Крупной творческой удачей Виталия Закруткина является его маленький шедевр — рассказ Подсолнух, впервые опубликованный в газете Правда в 1958 году. Критики совершенно справедливо соотносят Подсолнух с рассказами Старик и море Эрнеста Хемингуэя и Судьба человека Михаила Шолохова, столь могуч и самобытен оказался стиль Виталия Закруткина, оригинальны идеи и образ главного героя — старого чабана Отца, потерявшего в годы Великой Отечественной войны сына.

В Подсолнухе в центре внимания судьба человека, который в кармане старой фуфайки, принадлежащей его сыну, находит зернышко подсолнуха. Отец сажает это зернышко перед стойбищем на черных землях, где никогда и ни что не прорастало. А зернышко взошло…Заботой, вниманием, суровой волей старого Отца, маленький росточек наперекор стихии, ветрам и зною, градам и непогоде с каждым днем все более крепнет и вырастает в прекраснейший подсолнух, излучающий удивительный свет добра, радости и надежды, озаряя жизнь старого Отца и его друзей — чабанов. Подсолнух крепкий, цветущий, он стал символом бессмертия погибшего сына и победы человека над стихией. В рассказе Подсолнух автор утверждает новую правду, вдохновляющую правду — «Труд и любовь Человека не могут быть потеряны в жизненной трагедии»; «Люди могут победить все!».

В 1970 году создает гениальную повесть о трагической судьбе женщины Матерь человеческая. Повесть получила единодушно высокую оценку критиков и читателей и была удостоена Государственной премии РСФСР имени Горького. В 1975 году она была экранизирована. В главной роли Матери блестяще выступила Тамара Семина. Виталий Закруткин в повести Матерь человеческая пропел величественную песнь о простой советской женщине, случайно уцелевшей в сожженном фашистами хуторе, когда погибли ее муж, ее сын, все ее хуторяне — колхозники…А сколько таких деревень и хуторов было на нашей земле!

Одно из любимых мест, где писатель любил бывать — Пушкинский Дом (Институт русской литературы Академии наук СССР). Здесь он присутствовал на многих заседаниях, слушал выступления видных ученых. Здесь он видел и слушал Алексея Толстого, Вячеслава Шишкова, Ольгу Форш, Алексея Чапыгина, Николая Тихонова, Юрия Тынянова, Всеволода Рождественского, Анну Ахматову, Николая Брауна, Бориса Лихарева.

До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью На Золотых Песках, которая так и осталась незавершенной. Прожив всю свою писательскую жизнь в станице Кочетовской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли. Он не раз писал о ней в таких произведениях как Кочетовцы, В родном краю, В донской степи.

Умер Виталий Закруткин 10 октября 1984. Похоронен на Дону, в станице Кочетовской, во дворе дома, где он постоянно жил находится музей.

Произведения Виталия Закруткина:
Академик Плющев (1940)
Коричневая чума (1941)
Сила (1942)
Человек со шрамом (1943)
Повесть о слободе Крепкой (1944)
У моря Азовского (1945)
Кавказские записки (1946)
За высоким плетнем (1948)
Млечный путь
Плавучая станица (1950; о трудовых буднях колхозников-рыбаков)
Без вести пропавший (1956; экранизирована в 1957 году)
Цвет лазоревый. Страницы о Михаиле Шолохове (1965)
Матерь человеческая (1969; экранизирована в 1975 году)
Мать сыра Земля (1970)
Дорогами большой войны (1971)
Подсолнух
Сотворение мира
Верность (1982)
На золотых песках (1984, не окончена)
Роман «Сотворение мира» и повесть «Матерь человеческая» переведены на множество языков мира

Советская литература — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других социалистических республик Советского Союза. Советская литература включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Советская литература включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности.

После 1932 года использовался более узкий по значению термин «советская литература», включавший обязательные признаки партийности, народности и социалистического реализма.

В статье «Советская литература» из «Литературного энциклопедического словаря» (1987) указываются: «ленинские принципы партийности и народности», «на основе метода социалистического реализма», «социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу», «возникновение качественно новой социальной и интернациональной общности — советского народа»

Родоначальник советской литературы Максим Горький — основоположник литературы социалистического реализма, был инициатором создания Союза советских писателей, его первым председателем.

В результате Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года провозглашено первое в мире социалистическое государство — Российская Советская Республика — РСФСР. После образования в 1922 году СССР — Союза Советских Социалистических Республик РСФСР — суверенная союзная республика в составе СССР, самая крупная по площади, населению и экономической мощи. СССР занимает почти 1/6 часть обитаемой суши Земли. Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашается единым союзным многонациональным социалистическим государством

Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР. Союз писателей СССР создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Первым председателем (1934-1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький

Союз писателей СССР заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединенные на какой-либо идеологической или эстетической платформе, так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам)

Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма»

Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»

Уставом давалось определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП

Союз писателей СССР награжден орденом Ленина 20 мая 1967 года и орденом Дружбы народов 25 сентября 1984 года

Печатными органами Союза писателей СССР были Литературная газета, журналы Новый мир, Знамя, Дружба народов, Вопросы литературы, Литературное обозрение, Иностранная литература, Юность, Советская литература, Театр, Советиш геймланд, Звезда, Костер

Рекоменндованное видео: