Северный полюс 2

Советская научно-исследовательская дрейфующая станция Северный полюс 2 начала работу со 2 апреля 1950 года

К организации этой научно-исследовательской дрейфующей станции Северный полюс 2 в СССР приступили еще в 1949 году. В подготовке ее, как и станции Северный полюс 1, приняли участие многие научные учреждения, фабрики и заводы, благодаря чему она была обеспечена всем необходимым для производства научных наблюдений, которые, кстати сказать, были организованы более широко, чем в предыдущих дрейфующих экспедициях.

В состав персонала станции входили ученые СССР различных специальностей — океанографы, метеорологи, геофизики, аэрологи. Начальником станции был назначен Михаил Сомов, океанограф. Михаил Сомов имел большой опыт полярных исследований.

Технически станция Северный полюс 2 была оснащена значительно лучше, чем предшествующая станция Северный полюс 1. Например, для перевозки оборудования была использована автомашина ГАЗ 67, которая хорошо оправдала себя в условиях дрейфующих льдов и оказала полярникам огромную услугу, освободив их от лишнего труда.

31 марта 1950 года самолет до отказа нагруженный имуществом станции, поднялся в воздух и направился в район, где должна была быть произведена высадка на лед. На борту самолета находилось шесть научных работников, которые должны были сразу же после посадки самолета начать научные наблюдения. Через восемь часов, в ночь на 1 апреля самолет опустился на ледяное поле, заранее выбранное для устройства лагеря. На льдине, дрейфовавшей в этот день в районе 76°03′ северной широты и 166°36′ западной долготы, уже находился один из самолетов экспедиции.

Выбранная для организации станции льдина представляла собой громадное многолетнее поле. Площадь его составляла около 30 квадратных километров, толщина — около 3 метров. Такое поле, казалось, способно было выдержать любые ледовые сжатия.

Первые сутки пребывания на льдине прошли в большом напряжении. В течение ночи и всего следующего дня перетаскивали грузы с аэродрома в лагерь, монтировали оборудование и к концу вечера уже могли сообщить на материк, что станция 2 апреля 1950 года начала работать и ожидает прибытия остальных грузов и ее будущих обитателей.

За короткое время на льдину было доставлено около 60 тонн различного груза, в том числе и упряжка собак для облегчения переброски оборудования от посадочной площадки к лагерю, расположенному в километре от площадки.

Для жилья были установлены усовершенствованные каркасные палатки. Все они были освещены электричеством, радиофицированы, а некоторые имели даже телефоны для связи внутри лагеря. В специальной обширной палатке была организована столовая, или, как ее называли, кают-компания. В свободное от работы время коллектив станции здесь же проводил свой досуг — читали лекции и доклады, слушали радио, обсуждали результаты своих научных исследований.

Работы было много, программа исследований — огромная. Ежедневно в несколько сроков нужно было выполнять метеорологические наблюдения, которые тут же обрабатывались и передавались на материк для использования при составлении прогнозов погоды. Много времени отнимали гидрологические наблюдения, наблюдения за дрейфом льдов и течениями. Но особенно трудоемки были аэрологические наблюдения. Каждый день, независимо от состояния погоды, в воздух посылались радиозонды, показания которых тут же обрабатывались и сообщались на материк.

Особенного внимания требовали наблюдения за дрейфом льдов, перемещения которых могли принести много неприятностей станции. Жизнь на дрейфующих льдах во многом связана с состоянием льда. В летнее время из-за бурного таяния льда и снега работа на дрейфующих льдах осложняется: появляются снежницы, озерки воды, ледяные поля оказываются сплошь покрытыми толстым слоем пропитанного водой снега, и двигаться по льду становится трудно.

Через полгода дрейфа станция Северный полюс 2 находилась в районе полюса относительной недоступности, приблизительно на широте 78°. В это время на станцию были направлены три самолета, которые достигли станции и доставили туда около 20 тонн различного груза.

Из-за наступивших морозов осложнились научные работы, так как они требовали длительного пребывания на открытом воздухе. Но, несмотря на это, все научные работы продолжали выполняться строго в намеченные сроки.

Самым тяжелым месяцем на станции оказался февраль, в течение которого часто наблюдались подвижки льда, сопровождавшиеся сильными сжатиями и торошением. В результате этого ледяное поле, на котором был расположен лагерь дрейфующей станции, раскололось и в районе лагеря образовались трещины. Несколько трещин прошло непосредственно под рабочими палатками; некоторые палатки были разрушены, и находившееся в них оборудование погибло. Мачты радиостанции были опрокинуты; это угрожало прервать регулярную связь с материком. Столб, на котором был установлен ветродвигатель электростанции, сломался.

Во время одной из таких подвижек льда всего в 150 метрах от станции образовался ледяной вал, который стал быстро надвигаться на лагерь. За ним появились новые ледяные валы, один из которых подошел на расстояние 10 метров к ближайшей палатке. Ледяное поле, на котором находилась станция, распалось на отдельные обломки. Необходимо было немедленно перенести лагерь на другую, более надежную льдину. Сделать это в условиях полярной ночи при частых подвижках льда было чрезвычайно трудно. А когда, наконец, нашли подходящую льдину, началось новое сжатие, расколовшее ее на части.

В поисках новой надежной льдины для лагеря люди с большим риском, в пургу, темной ночью уходили в разные стороны обследовать район станции. Наконец такую льдину удалось найти. Она находилась в километре от лагеря, но путь к ней преграждали большие ледяные валы и свежие трещины, которые то сходились, то расходились. Нужно было расчистить путь, засыпать трещины. С огромным напряжением сил, проявив много мужества и настойчивости, зимовщики сделали это. Используя автомашину, которая буксировала за собой нагруженный до отказа «поезд» из 5-6 нарт, они быстро перебазировали свою станций. Научные наблюдения при этом почти не прекращались, по-прежнему в установленные сроки производились метеорологические наблюдения, и сводки с дрейфующей станции регулярно посылались на материк.

Год пробыла советская станция Северный полюс 2 в океане. Она выполнила все намеченные планом работы и 11 апреля 1951 года была снята с дрейфующих льдов. Станция в это время находилась на 81°45′ северной широты и 163°48′ западной долготы. На случай возможного посещения станции в будущем на ней было оставлено некоторое оборудование.

За все время пребывания на льдах станция Северный полюс 2 прошла на север более 600 километров по прямой; весь же путь ее был чрезвычайно извилистый, он составлял более 2500 километров.

Научные наблюдения станции принесли много ценных данных, ученые СССР были довольны итогами работы. На протяжении всего пути были детально изучены дрейф льда и течения на различных глубинах, получены новые данные о направлении дрейфа, на основании которых можно было предположить, что в этом районе существует антициклонический дрейф льда, направленный по часовой стрелке (потом это предположение подтвердилось); было установлено, что глубины колеблются в больших пределах и что в район дрейфа станции проникают атлантические воды, но уже сильно изменившие основные свои свойства.

Наблюдения подтвердили, что в этом районе довольно часто проходят циклоны; удалось получить первые достоверные сведения о вертикальном строении атмосферы над центральной частью Арктики и определить нижнюю границу стратосферы в высоких широтах. Кроме того, было обнаружено, что в Центральную Арктику проникают теплые воздушные массы из Тихого океана, которые распространяются далеко на север над нижним 100-200-метровым слоем воздуха в виде мощного слоя толщиной около 7-8 километров. Собраны были исключительно ценные сведения о характере ледяного покрова, а также получены данные по распределению элементов земного магнетизма, на основании которых были уточнены магнитные карты. Все эти сведения значительно расширили наши представления о природе центральной части Северного Ледовитого океана и внесли ценный вклад в арктическую науку.

Роль и значение дрейфующей станции Северный полюс 2 в СССР этим не ограничились. Льдина, на которой находилась станция, естественно, продолжала свой дрейф. Летом 1954 года во время разведывательных полетов высокоширотной экспедиции она была обнаружена. Прошло три года с того момента, как льдина была оставлена, и снова она оказалась почти в той самой точке, откуда начала свой дрейф.

При этом, однако, надо учесть, что толщина льдины не изменилась и по-прежнему достигала трех метров, то есть за три года снизу наросло столько льда, сколько стаяло его сверху. Так постепенно происходит обновление ледяного покрова по направлению снизу вверх.

Обнаружение остатков станции Северный полюс 2 проливало свет и на вопрос о дрейфе льда в этом районе для ученых СССР. Льдина, на которой находилась станция, за четыре года описала почти замкнутый круг и пришла к своему начальному положению. Наблюдения над дрейфом ледяных островов, обнаруженных в этом районе в различные годы, подтверждают эту схему дрейфа.

Михаил Михайлович Сомов — советский ученый-океанолог, полярный исследователь, доктор географических наук (1954), Герой Советского Союза. Михаил Сомов Окончил Дальневосточный политехнический институт во Владивостоке, где работал до 1934 года. В 1938 году участвовал в арктической экспедиции, изучая дрейф льдов. С 1939 года до Великой Отечественной войны работал старшим научным сотрудником Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

Во время войны Михаил Сомов в составе Беломорской флотилии участвовал в ледовых операциях, позже в составе Главсевморпути помогал в проводке судов в Арктике. В 1942 году он участвовал в защите Диксона от крейсера Адмирал Шеер. В 1944 году Михаил Михайлович продолжил научную деятельность, на следующий год защитил диссертацию.

В 1950-1951 годах Михаил Сомов руководил полярной станцией Северный полюс 2, располагавшейся на дрейфующих льдах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1952 года за успешное выполнение заданий правительства и проявленные при этом мужество и отвагу заместителю директора Арктического научно-исследовательского института Сомову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Первая Советская Антарктическая экспедиция был возглавлена Михаилом Сомовым. Первая советская Антарктическая экспедиция доставлена к берегам Антарктиды 5 января 1956 года. В 1960-х годах Михаил Михайлович возглавлял 8-ю и 9-ю экспедиции. Михаил Сомов также известен своими научными публикациями.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: