Стихотворение Освободители искусства Самуила Маршака
Советская поэзия — ровесница Октября. Советская поэзия — это своеобразнейшая летопись эпохи. Советская поэзия отражает все этапы революции, социалистического и коммунистического строительства
Идеалы борьбы за переустройство старого мира вдохновляли литературу и искусство нового времени с первых же шагов, поэтому не случайно, что Великая Социалистическая Октябрьская революция стала главной темой рождавшейся в ее горниле советской поэзии. Именно со стихов, как справедливо утверждал Владимир Маяковский, и начиналась литература революции
Советская поэзия полифонична, многоцветна, многодиапазонна, в ней нашли отражение не только важнейшие этапы общественного развития, но и духовная жизнь, художественное сознание народа, диалектика человеческой души, ее самые интимные движения
Советская поэзия будучи в своем идейно-эстетическом качестве явлением новым, революционным, в то же время наследует и обогащает национальные традиции всех развитых братских литератур, впитывает в себя художественный опыт мировой литературы, накапливает свой опыт, который служит вдохновляющим примером для многих прогрессивных поэтов мира
Важнейшим завоеванием советской поэзии является дальнейшее освоение интернациональной темы. Предпосылкой к этому были успехи социалистического строительства, культурная революция в стране, преодолевание национальной замкнутости, ограниченности, мешавших общекультурному развитию
Теперь поэзия проявляет пытливый интерес к жизни и культуре других наций, выходит на всесоюзную арену. Гражданские, публицистические и сюжетные советские стихи основаны на конкретных фактах действительности и посвящены дружбе народов, советской Родине. Они занимают большое место в национальной поэзии социалистических республик
Большое отражение в поэзии нашла тема Великой Отечественной войны. И потом советские поэты оказались в первых рядах движения сторонников мира. Они принимали непосредственное активное участие в сплочении прогрессивных сил, чтобы предотвратить угрозу новой мировой катастрофы. Их творчество было прямым продолжением общественной деятельности. Пламенное слово советских поэтов о мире и счастье людей на земле находило широкий отклик в сердцах миллионов
Русская литература, имеющая всемирное признание, как литература величайших гуманистических и революционных традиций, оказывает наибольшее влияние на всю многонациональную советскую литературу, а русский язык, как язык межнационального общения, играет огромную коммуникативную роль во взаимосвязях братских литератур. Из художественного опыта национальных литератур складывается яркое эстетическое многообразие. Многонациональная советская поэзия заключает в себе подлинное идейно-художественное богатство
Освободители искусства Самуил Маршак
(читает Ринат Сибагатуллин)
Формы, линии… освобождаются от
науки, анатомии, перспективы и природы
Новейший художественный «манифест»
Их девиз: натура — дура!
И культура — тоже дура!..
Им природа не нужна.
Лишь «свобода» быть должна!
Анатомия — в отставку!
Перспектива — на покой.
Освещенье — марш под лавку.
Формы, линии — долой!
Кисти, краски… Ну их к шуту…
Позабудем карандаш.
И в счастливую минуту
Уничтожим Эрмитаж!
Древний грек не ведал чувства
И не мыслил глубоко.
Оттого его искусство
Так прекрасно и легко!..
Как ликующее стадо,
Заживем мы без забот —
И тогда у нас Эллада
В полном блеске расцветет!
Освободители искусства стихотворение Самуила Маршака написано в 1912 году
Впервые стихотворение Освободители искусства опубликовано в газете «Биржевые ведомости», вечерний выпуск, 1912, №13070, за подписью: доктор Фрикен
Самуил Маршак в стихотворении Освободители искусства высмеивал анархизм
Максим Горький будучи Главным редактором газеты «Новая Жизнь» также опубликовал стихотворение Освободители искусства в 1915 году
Самуил Маршак (3 ноября 1887, Воронеж, Российская империя — 4 июля 1964, Москва, СССР) — советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Самуил Маршак автор популярных детских книг
Самуил Маршак Лауреат четырех Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951) и Ленинской премии (1963)
Самуил Маршак награжден двумя орденами Ленина (1939, 1957); орденом Отечественной войны 1-й степени (1945) и орденом Трудового Красного Знамени (1947)
Коммунист Клара Цеткин в книге «Воспоминания о Ленине» (1924), рассказывает о ее встречах с Владимиром Лениным в 1920, 1921 и 1922 годах. Клара Цеткин приводит слова вождя мирового пролетариата:
«Да, дорогая Клара, ничего не поделаешь, мы оба старые. Для нас достаточно, что мы, по крайней мере, в революции остаемся молодыми и находимся в первых рядах. За новым искусством нам не угнаться, мы будем ковылять позади… Но, важно не наше мнение об искусстве. Важно также не то, что дает искусство нескольким сотням, даже нескольким тысячам общего количества населения, исчисляемого миллионами. Искусство принадлежит народу! Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Искусство должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их. Должны ли мы небольшому меньшинству подносить сладкие, утонченные бисквиты, тогда как рабочие и крестьянские массы нуждаются в черном хлебе? Я понимаю это, само собой разумеется, не только в буквальном смысле слова, но и фигурально: мы должны всегда иметь перед глазами рабочих и крестьян. Ради них мы должны научиться хозяйничать, считать. Это относится также к области искусства и культуры»
Искусство одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и тому подобное, объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово искусство относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле
из Большой Советской энциклопедии
P.S. предлагаем прочесть (прослушать) стихотворение Честь всем почитателям творчества советского поэта Самуила Маршака, перейдя по ссылке Честь